С 1996 года до 2007 года Николай Петрович был главой администрации Старого Оскола и Старооскольского района. На эту должность его избирали три раза подряд — в 1996, 1999 и 2003 годах.
Николаю Шевченко были присвоены звания «Почётный строитель России» и «Отличник муниципальной службы Белгородской области», по итогам Всероссийского конкурса в 2005 году – звание «Лучший муниципальный служащий». В июле 2004 года он был назван почётным гражданином Белгородской области. Также Николай Петрович отмечен многими государственными наградами СССР и РФ: орденами Трудового Красного Знамени, Ленина, Октябрьской революции, Дружбы народов, медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней. А также медалью «За заслуги перед Землёй Белгородской», высшим знаком отличия Белгородской области «Коллекция памятных медалей: Прохоровское поле – Третье ратное поле России» I степени.
О жизни и работе Николая Петровича Шевченко в материале Виктора Вербкина.
Тепло души, отданное людям
1 августа исполнилось 90 лет со дня рождения Николая Петровича Шевченко - первого всенародно избранного главы Старого Оскола, крупного государственного и хозяйственного деятеля, истинного созидателя.
Своим размышлениями о легендарном мэре редакция газеты «Зори» попросила поделиться Виктора Вербкина, журналиста, писателя, автора документально-публицистической книги о Н.П. Шевченко «Иного не дано». Книга вышла пять лет назад, однако знаем, её продолжают читать и перечитывать многие старооскольцы, а в некоторых коллективах книгу преподносят своим лучшим работникам как ценный подарок.
В начале декабря 2002 года довелось мне участвовать в первом Межрегиональном фестивале социальных телерадиопрограмм «Сердце России». Организован он был полномочным представительством Президента РФ в Центральном федеральном округе и проходил в Рязани.
Я тогда работал на 9 канале, директором телекомпании по информационной политике, и на творческий конкурс в номинации «Там, где ты живёшь» представил свой фильм «Время собирать камни», посвященный Старому Осколу, его главе Николаю Петровичу Шевченко. И тому тяжкому периоду, из руин которого Россия мучительно выкарабкивалась… Но образ нашего города, как и мэра, был, разумеется, положительным.
К примеру, многие регионы переживали жестокий коммунальный кризис, зимой теплотрассы каждую неделю выходили из строя. Даже в Москве жили в напряжении: где еще рванет труба. Люди повсеместно замерзали в своих домах… Власти же на местах бездействовали. А старооскольцы практически не знали, что такое аварийное отключение тепла, воды, света, газа… Хоть зимой, хоть летом. Серьезные успехи были в социальной сфере, культуре, в работе с молодежью, в спорте. Усилиями администрации поддерживалась удивительная атмосфера стабильности, доверия и уверенности в будущем.
Напомню, своей ухоженностью Старый Оскол в тот период поражал даже заезжих журналистов, их репортажи неизменно выходил под восторженными заголовками: «Жемчужина Черноземья». «Оскольский оазис»…
В жюри увидел своего бывшего преподавателя кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Георгия Владимировича Кузнецова. Я обрадовался: наверняка мой педагог поддержит мою работу.
Но тайные мои ожидания не оправдались. Когда на большом экране закончилась демонстрация ленты, Кузнецов встал со своего места в первом ряду и обращаясь к остальным членам жюри, к залу, где сидели участники фестиваля, заявил:
- Вот перед нами пример лакировки журналистом жизни, в духе советских традиций. Отдельные факты приукрашены, а недостатки обойдены молчанием. А ведь вы, автор, должны были показать всё, как есть в действительности. А что показали? Комплименты своему мэру. И самое главное: где конфликт населения с властью, руководством города? Без него нет драматургии…
- Так нет таких конфликтов.., - попытался я вновь объяснить, ошарашенный подобным требованием «правды». - Если случаются протесты – то как раз против антинародных решений федерального правительства.
- Быть такого не может! В Осколе что, совсем нет разбитых, в ямках, дорог, негодных тротуаров, бюрократизма, воровства властей? И пионерские лагеря сохранились? Нет, уважаемый коллега, не тот ракурс взяли…
Впрочем, понять экспертов можно было: в ту пору они уже привыкли, что и жизнь, а соответственно, и журналистские работы чаще всего наполнены именно подобными картинами разрухи и неустроенности. Старый же Оскол явно не вписывался в этот тренд.
Одним словом, лаврового венка мне не досталось. Правда, утешительный приз - небольшую керамическую вазу с эмблемой фестиваля - вручили, сведения о фильме включили в большой каталог конкурсных работ.
Да что там говорить о членах творческого жюри с их недоверием и к моему фильму, к рассказу о мэре! Министры самого российского правительства, губернаторы считали своим долгом побывать в Старом Осколе, чтобы развеять сомнения, своими глазами увидеть его достижения, понять, в чем секрет старооскольского феномена на фоне всеобщего неблагополучия. Как паломники в Мекку, тянулись к нам гости, в год по три-четыре высоких делегации. Из Питера и Самары, Краснодара и Нижнего Новгорода, Липецка и Воронежа, из Якутии и с Урала… И даже руководство Сочи посещало наш город, чтобы перенять опыт благоустройства - по сути, приехали по поручению Президента Путина, который как раз перед этим провел совещание по развитию курортной зоны.
А кто бы мог подумать, что Старый Оскол произведет впечатление и на всесильного в ту пору мэра Москвы Юрия Лужкова. Тоже заглянув в Старый Оскол, он чистосердечно признался:
- Меня поразило, как вы умело обустраиваете свой город. Удивляет чистота и красота Старого Оскола – и это в наше время, когда редко встретишь город, не заваленный мусором, грязью, отходами. А у вас – такая опрятность, культура, ухоженность! Всё-таки, в чем секрет?
- Да нет никаких секретов, - шутливо отвечал Николай Петрович. – Просто метла, считаем, должна мести постоянно. Появился мусор – убрали. Вот и все хитрости. Как у хорошей хозяйки в доме.
Но в этом как раз и загвоздка. Во-первых, надо уметь добиться, чтобы метла всегда была под рукой. Исправной. А во-вторых, каждый ли руководитель способен быть рачительной хозяйкой или хозяином в своем доме - городе?
Шевченко таким даром обладал сполна. Его биография примечательна тем, что поначалу она кажется типичной, такой же, как и у многих, кто жил в советское время. Неординарность его личности начинается с проявления его недюжинных способностей организатора, лидерских качеств, осознания государственной значимости дела, которым он занят, и стремления поднять его на максимально высокий уровень. Организаторский талант во все времена - явление редкое, как искра Божья. Он и выделял Шевченко на любой должности, кем бы Николай Петрович ни работал, – бригадиром слесарей-монтажников на сооружении легендарного Запсиба, потом здесь же – заместителем начальника, начальником крупнейшего монтажного управления, а позже – управляющим трестом «Центрометаллургмонтаж», который он сделал одним из лучших в системе Минмонтажспецстроя СССР.
На Запсибе за свой ударный труд получил практически полный комплект высших орденов, других наград, И, как говорят, уже стали готовить документы на присвоение ему звания Героя Социалистического Труда. Но тут по решению правительства страны случился его перевод из Новокузнецка на Белгородчину, где он с нуля и создал монтажный трест. Здесь, на КМА, он стал зарабатывать новые ордена.
Его талант созидателя, государственного по духу человека – в десятках металлургических производств, которые и сегодня работают на экономическую мощь России, на укрепление ее обороноспособности. Помимо Западно-Сибирского металлургического завода с его участием и под его руководством возводились Лебединский, Стойленский, Михайловский ГОКи, ОЭМК, цеха на Новолипецком и Карагандинском меткомбинатах, Оскольский цемзавод, завод по ремонту горного и обогатительного оборудования, другие предприятия. А крупные агрокомплексы, многочисленные объекты социальной сферы… Одного этого достаточно было бы, чтобы признать его неоспоримые заслуги перед страной и особое место в современной истории.
С удивительной силой раскрылся масштаб уникальной личности Н.П.Шевченко, когда он был избран главой местного самоуправления Старого Оскола и Старооскольского района. Между прочим, этого могло ведь и не случиться, если бы Карл Карлович Лоор, генеральный директор «КМАпроектжилстроя», не проявил тогда настойчивости и не уговорил Николая Петровича принять участие в первых всенародных выборах главы Старооскольской территории.
Ни о чем подобном Николай Петрович и не думал: весной 1995 года он вернулся в Белгород из пятилетней командировки в Нигерию, где строил металлургический завод, полгода позволил себе отдохнуть, а потом в январе следующего года вышел на работу – ему предложили должность заместителя начальника областного УКСа. Он уже числился пенсионером, хотя сил и энергии было с избытком.
К.К. Лоор, узнав, что Шевченко вернулся из Африки, сразу же связался с ним и предложил принять участие в выборах, назначенных в Старом Осколе на 17 марта 1996 года. Николай Петрович совсем не готов был к такому повороту и отказался.
Но Карл Карлович не отступал, был категоричен:
- Николай Петрович, ты обязан согласиться! Откажешься – это будет просто неприлично по отношению к Старом Осколу. Это мнение многих старооскольцев, они готовы тебя поддержать.
Так Шевченко вошёл во второй раз в одну и ту же реку. Когда сегодня некоторые говорят, что он возглавлял Старый Оскол почти 12 лет, они упускают из виду, что ещё раньше он был его руководителем четыре года в качестве первого секретаря горкома КПСС. Именно в те годы, с 1983 по 1987 годы, под его руководством были обеспечены невиданно высокие темпы возведения жилья. Показатели строительства довели до одного квадратного метра на жителя в год. Такое не часто встречалось в Советском Союзе. Достижением первого секретаря стало и то, что он добился реального поворота к комплексной застройке микрорайонов. Вместе с домами поднимались детские сады, школы, магазины, спортивные сооружения, другие службы, прогулочные зоны… У Николая Петровича зародилось немало интересных идей и проектов, которые должны были придать особый облик городу. Но многого реализовать не успел – его «двинули» на повышение, избрали председателем Белгородского облисполкома. Однако со свойственной ему целеустремленностью, он вернулся к тем давним планам, когда уже в новой России занял пост главы Старооскольской администрации.
Именно в этой должности по-особому проявились его выдающиеся управленческие способности, богатый опыт, аналитический ум, умение видеть перспективу, сочетать потребности территории с государственными задачами. Насколько могу судить, Н.П. Шевченко – единственный в стране руководитель, кто глубоко понял и проникся возможностями системы местного самоуправления и с максимальной пользой направил его потенциал для развития края. Этим и объясняются секреты старооскольского феномена, которые пытались выявить многочисленные высокие гости. В этом отношении его управленческая практика и сегодня, мне кажется, остаётся недосягаемым образцом. Хотя, к сожалению, система самоуправления Шевченковских времен исчезла, рассыпалась под весом властной вертикали.
А в тот, «золотой век» для народного самоуправления, Николай Петрович добился огромных позитивных перемен практически во всех сферах, обеспечил повышение качества жизни старооскольцев. Благодаря его новаторским подходам Старый Оскол приобрел черты современного города, в котором комфортно было жить, учиться и отдыхать. Он заложил принципы обустройства городского пространства, которым стали следовать, подражать и в других городах и районах Белгородчины.
Шевченко был силен тем, что искренне любил Старый Оскол, дорожил краем, ценил своих земляков, а потому смело защищал их интересы на всех уровнях власти, И они ему платили тем же сердечным доверием, безусловной поддержкой, в том числе и на выборах.
Известный писатель Гарий Немченко, друг Н.П. Шевченко, которых судьба свела еще на строительстве Запсиба, неоднократно бывал в Старом Осколе в гостях у Николая Петровича. Однажды он поделился со мной интересным наблюдением:
- При всём моем глубоком знании Колиной биографии, - признался он, - я всегда завидовал его умению общаться с людьми, убеждать, умению просить, когда надо, умению подать пример, поддержать, когда трудно, подставить свое плечо… Потому что это умение, которое начиналось в бригаде, - поддержать, там, стальную балку, подать газовый баллон, - потом оно постепенно выросло до умения поддержать целый город, поддержать край, область, в конце концов - государство поддержать. Понимаете? И люди это чувствуют и ценят.
- Вот однажды идём с Колей, Николаем Петровичем по Старому Осколу, - вспоминал Гарий Леонтьевич. - Это было летом, на берегу пляжа, который строился. И подбегают ребята: «Здравствуйте, Николай Петрович!». Он отвечает: «Здравствуйте, здравствуйте, хлопцы!». И они так доверчиво берут его за руку и идут рядом…
Спрашиваю: «Коля, внуки?» - «Да нет…». – «А кто?» – «Да я не знаю…». – «А как они тебя знают?» - «Ну, по телевизору говорят, что это вот мэр…»
Как это было трогательно! Они ухватились за его палец, и он вёл двух карапузов…
Понимаете, можно что угодно придумать, сочинить… Но такого – вряд ли. Когда к тебе подбегают малые дети, берут за руку, идут и заглядывают снизу тебе в глаза и о чем-то спрашивают, - то это что? Это они же из дома принесли. От родителей, из семьи. Вот это уважение к главе города, эту близость, непосредственность. Это то душевное общение, которого так не хватает нынче нашим людям! Так не хватает!
А у Николая Петровича, у Коли это получалось естественно.
И это, может быть, самое главное, что запомнилось, что останется: это тепло его большой души, которое было отдано людям.
Виктор Вербкин
Фото из архива автора